Произодство и продажа бетона, пескобетона, кладочного раствора

  • ПРОДАЖА И ДОСТАВКА БЕТОНА

    Бетон | Москва | Щапово

  • ПЕСКОБЕТОН

    Пескобетон | Москва | Щапово

  • ЩЕБЕНЬ

    Продажа щебня в Московской области (Щапово)

  • ПЕСОК

    Продажа песка в Московской области (Щапово)

  • КЛАДОЧНЫЙ РАСТВОР

    Кладочный раствор в Подмосковье (Щапово)

+7(926)381-13-78
+7(985)999-71-40

+7(916)213-50-95

  КРУГЛОСУТОЧНО

­

Что такое скрытое наблюдение


скрытое наблюдение - это... Что такое скрытое наблюдение?

  • НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ —         метод анализа, используемый в культурология., а также в психологич., социально психол., социол. исследованиях. Н.в. основано на визуальном или слуховом анализе явлении и их качеств, значимых для целей исследования, а также на их фиксации… …   Энциклопедия культурологии

  • Наблюдение — основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Натуралистическое наблюдение (naturalistic observation) — Под Н. н. понимается не нарушающее естественный ход событий и не вызывающее ответной реакции изучение организмов в их естественной среде обитания или привычной обстановке в отсутствие манипуляции или целенаправленного воздействия со стороны… …   Психологическая энциклопедия

  • Оперативное наблюдение —    одна из негласных оперативно розыскных мер: скрытое наблюдение за объектами, представляющими оперативный интерес в связи с замышляемой или осуществляемой преступной деятельностью. Может осуществляться визуально или с помощью специальных… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Негласное наблюдение — Запрос «Слежка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Негласное наблюдение (устаревшее наружное наблюдение, сленг.  слежка, наружка, хвост)  комплекс мероприятий, которые проводят оперативные службы в рамках оперативно… …   Википедия

  • Наружное наблюдение — Негласное наблюдение (устарелое наружное наблюдение, сленг  слежка, наружка)  комплекс мероприятий, которые проводят оперативные службы в рамках оперативно розыскной деятельности по скрытому, негласному, либо зашифрованному визуальному наблюдению …   Википедия

  • Осада «Маунт Кармел» — Горящее поместье «Маунт Кармел» 19 апреля 1993 года. Кадр из фильма Waco:The Rules Of Engagement Осада «Маунт Кармел» (Осада Уэйко; англ. Waco Siege)  осада силами Федерального бюро расследований США поместья «Маунт Кармел» в Уэйко …   Википедия

  • Парадокс наблюдателя —   Состоит в том, что для получения объективных данных о том, как говорят люди, когда они не являются объектом наблюдения, это наблюдение необходимо. Воздействие исследователя на выбор говорящим языковых средств в процессе общения с интервьюером… …   Словарь социолингвистических терминов

  • парадокс наблюдателя — Парадокс, заключающийся в том, что для получения объективных данных о том, как говорят люди, когда они не являются объектом наблюдения, это наблюдение необходимо произвести. Чтобы преодолеть парадокс наблюдателя и избежать искажений или свести их …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Парадокс наблюдателя —    Парадокс, заключающийся в том, что для получения объективных данных о том, как говорят люди, когда они не являются объектом наблюдения, это наблюдение необходимо произвести. Чтобы преодолеть парадокс наблюдателя и избежать искажений или свести …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • Документальное кино — документальное кино, вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий. Документальный экран мира отражает острую идеологическую борьбу. Прогрессивное документальное кино противостоит реакционной буржуазной пропаганде,… …   Кино: Энциклопедический словарь

law_ru_en.academic.ru

2.4.3.4. Открытое (явное) и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение

Открытое (явное) наблюдение - при его проведении члены исследуемой группы знают, что исследователь за ними наблюдает. Он не скрывает это от группы. Присутствие наблюдателя в группе может вызвать у ее членов чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда наблюдаемая ситуация, событие, расходятся с тем, что по их представлению является общепринятой нормой. В связи с этим результаты сбора информации могут быть искажены, так как на результаты наблюдения большое значение оказывает, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают.

Проблема воздействия исследователя на объект состоит в том, что когда человек знает, что за ним наблюдают, он может на это немедленно отреагировать, изменить свое естественное поведение. В результате чего исследователь будет наблюдать уже не сам объект в его чистом виде, а его в какой-то степени превращенную форму.

Это можно проиллюстрировать на примере так называемого “хоуторнского эффекта”. В 1927-1932 гг., под руководством американского социолога Э. Мэйо, на хоуторских предприятиях компании “Вестернэлектрик” проводился социальный эксперимент. Одной из задач было выяснение факторов, от которых зависела производительность труда. В частности, был проведен ряд экспериментов с освещенностью рабочего места. Априори естественно было ожидать прямую зависимость производительности труда от степени освещенности. Но результаты эксперимента не подтвердили выдвинутую гипотезу. Естественно, что производительность труда стала возрастать в экспериментальной группе по мере увеличения освещенности в помещении, но в то же время она совершенно неожиданно начала возрастать и в контрольной группе, где освещение оставалось неизменным. Еще более поразительным был тот факт, что производительность росла и в случае уменьшения освещенности. Сокращение производительности не отмечалось и тогда, когда освещенность уменьшили до света луны в безоблачную ночь. Разгадка оказалась простой: работницы - участницы исследуемой группы - понимая, что за их работой наблюдают, попросту старались работать как можно лучше, повышая производительность труда при неизменной освещенности в контрольной группе и компенсируя дополнительными усилиями плохую освещенность в группе экспериментальной (14, с.65–66).

Открытое наблюдение эффективно при определенной заинтересованности наблюдаемых в результатах исследования. Исследователь должен постараться добиться у наблюдаемых нейтральной установки относительно целей наблюдения, для того чтобы снять возможное недоверие, предубежденность и т.п. В случае использования открытого наблюдения терпеливый и искусный исследователь может попытаться достичь состояния, при котором члены наблюдаемой группы перестанут обращать на него внимание, то есть, как удачно выразился один социолог, примелькаться как фонарный столб. Для этого он должен в первую очередь добиться максимальной стереотипности своего поведения.

Желаемой цели можно также добиться, заменяя наблюдателя какими–нибудь регистрирующими техническими средствами (магнитофон, фотоаппарат, телевизионное устройство и т.д.). Технические средства, как правило, оказывают меньшее возмущающее воздействие на членов исследуемой группы, хотя полностью оно все–таки не исчезает.

При проведении открытого наблюдения с исследователя снимается моральная ответственность за сам факт наблюдения и достигается большее взаимопонимание между ним и наблюдаемыми на будущее.

Скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение - наблюдаемые не только не знают, но и не подозревают, что за ними ведется наблюдение. При проведение такого вида наблюдения возникают некоторые этические проблемы. Так, например, американский социолог Джанкер считает, что невключенный наблюдатель инкогнито чувствует себя шпионом, а включенный — вдобавок к этому и предателем собственной группы (14, с.60). Поэтому же и многие другие исследователи иногда ставят под сомнение приемлемость скрытого наблюдения вообще.

При проведении скрытого наблюдения исследователь обязан соблюдать определенную этику. Оно должно быть морально обоснованно. Следует помнить, что никто не имеет права наблюдать те события и явления, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Наблюдать можно только то, что члены изучаемого коллектива не скрывают друг от друга, то, что в их поведении считается более или менее само собой разумеющимся, а фиксировать только те факты, которые характеризуют предмет исследования.

В результате такого наблюдения можно выяснить причины различных ненормальных социальных явлений, которые невозможно обнаружить в процессе проведения открытого наблюдения.

В литературе описан ряд случаев тайного наблюдения с участием. Для сбора материала о жизни бродяг американский социолог Нельс Андерсон в течение многих месяцев скитался с ними по стране. Полученные материалы изложены им в книге «Бродяга» (1923) (14, с.59). Классическим примером включенного скрытого наблюдения является исследование, которое провел в 1936–1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Уильям Уайт, изложенное в работе «Общество на углу улицы» (1943). Чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, процесс возникновения рэкета и формирование преступных шаек молодежи в их среде, он поселился в трущобах одного из американских городов, дав условное название этому району — Корневиль. Корневиль был известен как очень опасное для чужака итальянское гетто, в котором орудовало много подозрительных банд. Уайт, представившись студентом–историком, желающим описать возникновение Корневиля, вошел в местную общину. Для выполнения своей цели ему пришлось изучить особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Прожив 18 месяцев в одной эмигрантской семье, он был принят как «свой» человек. Исследователь подружился с руководителями двух соперничавших между собой групп рэкетиров, освоил местные обычаи. Если вначале он делал записи тайком, то после того, как завоевал доверие, он мог спокойно регистрировать свои впечатления в любой обстановке, порой даже не совсем для этого подходящей. Его или уже привыкли видеть всегда с блокнотом в руках, или уже перестали обращать на это внимание. Всего он прожил 3,5 года в этой общине, полностью разделяя образ жизни людей, которых изучал.

Аналогичное исследование провел в 60–е гг. американский социолог Левис Яблонски. В процессе изучения бандитских формирований исследователь установил, что для того, чтобы наладить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами», необходимо говорить на их языке. В подобной ситуации перед ученым встает нравственная проблема. Как гражданин, он должен предупредить полицию о любом готовящемся преступлении, а чтобы войти в преступную группировку, быть принятым преступниками, должен действовать как они, т.е. нарушать закон, насиловать, воровать. Профессиональные преступники не играют в преступления, а жестко, без жалости и милосердия совершают их. Завоевать их расположение очень трудно. Для этого исследователь должен доказать, что способен пойти на преступление и никакая маскировка, никакая имитация или «игра в преступление» в данном случае не помогут. Но зато, завоевав доверие преступников, исследователь может получить интересные данные о скрытых механизмах поведения и внутренней структуре криминогенной среды. В ходе проведенного исследования Яблонски установил, что если взрослые преступники способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, то подростки не способны этого понять. Для них исследователь - это полицейская ищейка. Яблонски особо подчеркивал, что исследование можно считать проваленным, если наблюдатель стал инструментом в чьей–то нелегальной деятельности или наблюдатель своей нейтральной позицией усилил преступную мотивацию наблюдаемых (12, с.46–47).

Подобные исследования проводились и в нашей стране. Одним из первых, кто использовал метод включенного наблюдения, был В.Б. Ольшанский, бывший в то время сотрудником Института философии АН СССР. Целью его исследования было изучение ценностных ориентаций и идеалов рабочих. Для этого он поступил на завод им. Владимира Ильича и в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на заводе. Собирая материал, он вел наблюдение за слесарями, монтажниками одного цеха, о чем они не знали. За это время он достаточно сблизился с рабочими, чтобы составить программу последующего формализованного обследования путем интервью, опросов и групповых дискуссий (21, т.1, с.470–472).

studfiles.net

Открытое и скрытое наблюдение

В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают, выделяют открытое (явное)и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение.

Открытое (явное) наблюдение— при его проведе­нии члены исследуемой группы знают, что исследова­тель за ними наблюдает. Он не скрывает это от группы. Присутствие наблюдателя в группе может вызвать у ее членов чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда наблюдаемая ситуация, событие, расходятся с тем, что по их представлению является общепринятой нормой. В связи с этим результаты сбо­ра информации могут быть искажены, т. к. на резуль­таты наблюдения большое значение оказывает, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают.

Проблема воздействия исследователя на объект со­стоит в том, что когда человек знает, что за ним наблюда­ют, он может на это немедленно отреагировать, изменить свое естественное поведение. В результате чего исследо­ватель будет наблюдать уже не сам объект в его чистом виде, а его в какой-то степени превращенную форму.

Это можно проиллюстрировать на примере так на­зываемого «хоуторнского эффекта». В 1927— 1932 гг., под руководством американского социолога Э. Мэйо, на хоуторских предприятиях компании «Вестернэлект-рик» проводился социальный эксперимент. Одной из задач было выяснение факторов, от которых зависела производительность труда. В частности, был проведен ряд экспериментов с освещенностью рабочего места. Априори естественно было ожидать прямую зависи­мость производительности труда от степени освещен­ности. Но результаты эксперимента не подтвердили выдвинутую гипотезу. Естественно, что производи­тельность труда стала возрастать в экспериментальной группе по мере увеличения освещенности в помеще­нии, нов то же время, онасовершенно неожиданно начала возрастать и в контрольной группе, где освеще­ние оставалось неизменным. Еще более поразитель­ным был тот факт, что производительность росла и в случае уменьшения освещенности. Сокращение производительности не отмечалось и тогда, когда осве­щенность уменьшили до света луны в безоблачную ночь. Разгадка оказалась простой: работницы — участ­ницы исследуемой группы — понимая, что за их рабо­той наблюдают, попросту старались работать как мож­но лучше, повышая производительность труда при не­изменной освещенности в контрольной группе и компенсируя дополнительными усилиями плохую освещенность в группе экспериментальной29.

Открытое наблюдение эффективно при определен­ной заинтересованности наблюдаемых в результатах исследования. Исследователь должен постараться до­биться у наблюдаемых нейтральной установки относи­тельно целей наблюдения для того, чтобы снять воз­можное недоверие, предубежденность и т. п. В случае использования открытого наблюдения, терпеливый и искусный исследователь может попытаться достичь состояния, при котором члены наблюдаемой группы перестанут обращать на него внимание, то есть, как удачно выразился один социолог, примелькаться, как фонарный столб. Для этого он должен в первую оче­редь добиться максимальной стереотипности своего поведения.

Желаемой цели можно также добиться, заменяя наблюдателя какими-нибудь регистрирующими тех­ническими средствами (магнитофон, фотоаппарат, те­левизионное устройство и т.д.). Технические средст­ва, как правило, оказывают меньшее возмущающее воздействие на членов исследуемой группы, хотя пол­ностью оно все-таки не исчезает.

При проведении открытого наблюдения с исследо­вателя снимается моральная ответственность за сам факт наблюдения и достигается большее взаимопони­мание между ним и наблюдаемыми на будущее.

Скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение— на­блюдаемые не только не знают, но и не подозревают, что за ними ведется наблюдение. При проведение та­кого вида наблюдения возникают некоторые этичес­кие проблемы. Так, например, американский социолог Джанкер считает, что невключенный наблюдатель ин­когнито чувствует себя шпионом, а включенный — вдобавок к этому и предателем собственной группы30. Поэтому же и многие другие исследователи иногда ставят под сомнение приемлемость скрытого наблюде­ния вообще.

При проведении скрытого наблюдения исследова­тель обязан соблюдать определенную этику. Оно должно быть морально обоснованно. Следует по­мнить, что никто не имеет права наблюдать те собы­тия и явления, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Наблюдать можно только то, что члены изучаемого коллектива не скрывают друг от друга, то, что в их поведении считается более или ме­нее само собой разумеющимся, а фиксировать только те факты, которые характеризуют предмет исследо­вания.

В результате такого наблюдения можно выяснить причины различных ненормальных социальных явле­ний, которые невозможно обнаружить в процессе проведения открытого наблюдения.

В литературе описан ряд случаев тайного наблюде­ния с участием. Для сбора материала о жизни бродяг американский социолог Нельс Андерсон в течении многих месяцев скитался с ними по стране31. Получен­ные материалы изложены им в книге «Бродяга» (1923). Классическим примером включенного скрытого на­блюдения является исследование, которое провел в 1936— 1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Уильям Уайт, и изложенное в работе «Общество на углу улицы» (1943). Чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, процесс возникновения рэкета и формиро­вание преступных шаек молодежи в их среде, он посе­лился в трущобах одного из американских городов, дав условное название этому району — Корневиль. Корне-виль был известен как очень опасное для чужака италь­янское гетто, в котором орудовало много подозритель­ных банд. Уайт, представившись студентом-историком, желающим описать возникновение Корневиля, вошел в местную общину. Для выполнения своей цели ему пришлось изучить особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Прожив 18 месяцев в одной эмигрантской семье, он был принят как «свой» человек. Исследователь подружился с руководителями двух соперничавших между собой групп рэкетиров, ос­воил местные обычаи. Если вначале он делал записи тайком, то после того как завоевал доверие, он мог спо­койно регистрировать свои впечатления в любой обста­новке, порой даже не совсем для этого подходящей. Его или уже привыкли видеть всегда с блокнотом в руках, или уже перестали обращать на это внимание. Всего он прожил 3,5 года в этой общине, полностью разделяя об­раз жизни людей, которых изучал.

Аналогичное исследование провел в 60-е гг. амери­канский социолог Левис Яблонски. В процессе изуче­ния бандитских формирований исследователь уста­новил, что для того чтобы наладить контакт и взаимо­понимание со своими «клиентами», необходимо говорить на их языке. В подобной ситуации перед уче­ным встает нравственная проблема. Как гражданин, он должен предупредить полицию о любом готовя­щемся преступлении. А чтобы войти в преступную группировку, быть принятым преступниками, должен действовать, как они, т. е. нарушать закон, насиловать, воровать. Профессиональные преступники не играют в преступления, а жестко, без жалости и милосердия совершают их. Завоевать их расположение очень трудно. Для этого исследователь должен доказать, что способен пойти на преступление, и никакая маскиров­ка, никакая имитация или «игра в преступление» в данном случае не помогут. Но зато, завоевав доверие преступников, исследователь может получить инте­ресные данные о скрытых механизмах поведения и внутренней структуре криминогенной среды. В ходе проведенного исследования Яблонски установил, что если взрослые преступники способны понять, что на­учное исследование отличается от полицейского доно­са, то подростки не способны этого понять. Для них исследователь — это полицейская ищейка. Яблонски особо подчеркивал, что исследование можно считать проваленным, если наблюдатель стал инструментом в чьей-то нелегальной деятельности, или наблюдатель своей нейтральной позицией усилил преступную мо­тивацию наблюдаемых32.

Подобные исследования проводились и в нашей стране. Одним из первых, кто использовал метод включенного наблюдения, был В.Б. Ольшанский, быв­ший в то время сотрудником Института философии АН СССР. Целью его исследования было изучение ценностных ориентации и идеалов рабочих. Для этого он поступил на завод им. Владимира Ильича, и в тече­ние нескольких месяцев работал сборщиком электро­аппаратуры на заводе. Собирая материал, он вел на­блюдение за слесарями, монтажниками одного цеха, о чем они не знали. За это время он достаточно сбли­зился с рабочими, чтобы составить программу после­дующего формализованного обследования путем ин­тервью, опросов и групповых дискуссий33.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

СКРЫТОЕ И ОТКРЫТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ОТКРЫТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Субъекты наблюдения предупреждены о том, что за ними следят.

СКРЫТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Участники не предупреждаются о том, что за ними идет наблюдение.

В случае открытого наблюдения участники процесса предупреждаются об этом; при скрытом наблюдении этого не происходит. В приведенном примере исследования процесса обдумывания и поиска наблюдатели вполне могут выбрать позицию так, чтобы покупатель их не замечал. Или при проведении скрытого наблюдения сотрудник исследовательской фирмы становится одним из участников процесса покупок. Одна фирма, например, использовала наблюдателей, замаскированных под покупателей, для оценки дизайна упаковки товаров, для чего они измеряли время, в течение которого покупатели находились в торговой зоне, смотрели, не испытывают ли они затруднений в обнаружении товаров, не трудно ли им прочитать текст на упаковке. Другие розничные торговцы использовали камеры скрытого наблюдения не только для того, чтобы оценить качество упаковки товаров, но и для определения необходимых улучшений в организации торгового пространства и размещения демонстрационных стендов, а также маршрутов движения покупателей. Еще одни использовали замаскированных под покупателей наблюдателей, чтобы оценить качество обслуживания, вежливость и быстроту своего собственного персонала. Цепь «Мотель 6» использовала своих собственных представителей, выдавая их за торговцев мылом, чтобы остановить постояльцев «Мотеля 6»; они говорили, что пытаются продать партию мыла для этой цепи мотелей, «а кстати, что вы думаете об этом месте?».

Причина маскировки присутствия наблюдателей, разумеется, состоит в том, чтобы устранить тенденцию, согласно которой люди ведут себя иначе, если знают, что за ними ведется наблюдение. Однако в скрытом наблюдении есть по меньшей мере два недостатка. Во-первых, иногда трудно совершенно скрыть ведущееся наблюдение, а во-вторых, никто не может получить нужную информацию, например об уровне образования, в большинстве случаев без того, чтобы не позиционировать себя как исследовательского работника. Также существует этическая проблема в случае скрытого наблюдения.

Всякий исследователь, задачей которого является войти в конкретную ситуацию без того, чтобы раскрыть цели своей работы, сталкивается с обязанностью спросить себя: нет ли вероятности, что его замаскированная деятельность принесет вред другим людям, и если так, то будут ли результаты его исследования достаточны для того, чтобы перевесить эти отрицательные моменты.

Скрытое наблюдение может быть прямым или косвенным. Прямым наблюдением может заниматься, например, человек, сидящий за кассой и подсчитывающий, сколько коробок каждой марки стирального порошка было приобретено. Косвенное наблюдение может проводиться посредством учета остатков каждой марки порошка на складе в конце дня и сравнением этого количества с накладными на полученный товар для определения разницы. Основным отличием здесь является то, что само по себе поведение наблюдается в ходе прямого наблюдения, а результаты или эффект этого поведения обнаруживаются при косвенном наблюдении.

Существует много видов косвенного наблюдения. Один из них определяет долю рынка, приходящуюся на каждую торговую марку при помощи обследования кладовых. В ходе этого обследования исследователи могут нанести визит в дом респондента и попросить разрешения провести подобную инвентаризацию. Ее целью будет определить, какие марки порошка используются в семье и сколько пачек каждой из них есть в запасе. Хотя этот метод редко используется при исследовании рынка одного продукта, он может использоваться при одновременном контроле за несколькими наименованиями продуктов.

За последние годы был разработан целый ряд косвенных измерителей потребительского поведения. Например, автомобильный дилер в Чикаго проверял положение ручки настройки автомагнитол всех автомобилей, которые поступали на техобслуживание. Затем этот дилер использовал эту информацию для определения доли каждой станции среди водителей и на основе этих данных планировал проведение своей рекламной компании. Еще один пример состоит в подсчете количества отпечатков пальцев на странице с рекламным объявлением, чтобы оценить степень читательского интереса к рекламе в журнале, или можно проанализировать возраст и оснащенность автомобилей на парковке для оценки уровня богатства сотрудников определенного предприятия.

Наблюдения часто более полезны, чем опросы, в отделении фактов от вымысла при выявлении интересующих аспектов поведения потребителя. Так, группа предприятий электроэнергетики попыталась использовать результаты опросов потребителей при составлении прогнозов энергопотребления. Несмотря на их стремление подойти к делу на научной основе, они обнаружили, что их прогнозы резко отличаются от действительности. Они попросили исследовательскую фирму разобраться с этим вопросом. Фирма поставила камеры слежения за термостатами в 150 домах. Камеры продемонстрировали большие различия между тем, что люди говорят, и тем, что они делают, и тем, что имеет место в действительности. Многие люди говорили, что они устанавливают термостат на температуре 68 градусов и оставляют его так. Выяснилось, что они обманываются в этом отношении. «Более пожилые люди и дети, особенно подростки, имеют склонность увеличивать нагрев, точно так же поступают и убирающие квартиру женщины. Даже гости так поступают. Во многих домах идет партизанская война вокруг термостата между тем, кто оплачивает счета, и остальными».

Для своего клиента производителя мороженого рекламное агентство Young & Rubicam также использовало миникамеры совместно с личным наблюдением, чтобы определить, какое мороженое больше нравится посетителям. «Они снимали людей, которые сидели, развалившись на удобных креслах, и снимали с мороженого первую восхитительную пробу. Они совали нос в холодильники, проверяли кухонную утварь и внутренние помещения, следили за людьми, орудующими ложками на верхнем ярусе кафе, и выслушали одну женщину, которая рассказывала о том, как она разбила лампочки на своем стерео и стукнула по нему, прежде чем выбросить. Мы узнали много нового об эмоциональной реакции людей на съедаемое мороженое и обнаружили, что это очень чувственный, связанный с внутренним миром самого человека опыт», — рассказал Роберт Бэйкер, директор по маркетингу компании Breyers.

Page 2

ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Субъекты наблюдения исследуются в обычной среде, где им свойственно обычное поведение.

ИСКУССТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Субъекты наблюдения изучаются в специально сконструированной обстановке, созданной для наблюдения за их поведением.

Наблюдение может осуществляться в естественных или искусственных условиях. Иногда естественные условия в интересах проводимого исследования подвергаются изменениям. В исследовании, приведенном выше в качестве иллюстрации, например, исследователи могли решить сохранить условия в их естественном состоянии и изучать ту степень активности, которая обычно имеет место при приобретении порошка. И напротив, они могли захотеть использовать некоторые иллюстративные материалы при осуществлении покупок и измерить эффективность их применения. Одним из таких показателей эффективности является то количество времени, которое ушло на поиски и принятие решения в случае использования побудительных стимулов для конкретной марки продвигаемого на рынок стирального порошка.

Если требуются искусственные условия, то исследователь мог бы ввести группу люден в достаточно сильно контролируемую обстановку, как это имеет место в случае много продуктового стенда в лаборатории, и попросить их осуществить процесс покупки в условиях присутствия побудительных стимулов. Эта контролируемая среда может содержать, к примеру, подборку стиральных порошков, которая поможет исследователям измерить величину репертуара покупки в отношении каждого отдельного покупателя, когда он или она выбирает, что приобрести.

Преимущество лабораторных условии состоит в том, что исследователи более плотно могут контролировать нежелательные внешние воздействия, которые могли бы повлиять на истолкование происходящего. Например, в нормальных условиях покупатели могут прервать процесс, отвлекаясь на болтовню с соседом посреди процесса принятия решения. Если исследователь измеряет промежуток времени, который занимает обдумывание, то подобный перерыв способен внести серьезные нарушения в достоверность результатов исследования. Недостаток же лабораторных условий состоит в том, что искусственные условия сами по себе могут повлиять на изменение поведения потребителя и тем самым поставить под вопрос надежность окончательных выводов.

Искусственные условия также способствуют ускорению получения информации, снижают стоимость исследования и позволяют использовать более объективные измерители. Например, компания Fisher-Price, которая обычно использовала прототипы игрушек для тестирования реакции потребителей в домашних условиях, сегодня пользуется созданной в ее штаб-квартире детской комнатой. В этой детской одновременно исследуются пять групп детей, которые помещаются туда на срок в шесть недель. Другое преимущество искусственной среды состоит в том, что исследователю нет необходимости ждать, пока случится какое-то событие, он сам может поместить респондента в соответствующие условия для определения необходимых характеристик потребительского поведения. Это приводит к тому, что многие исследования могут быть проведены за короткий промежуток времени; возможно, все исследование от начала до конца займет пару дней или неделю. Это существенно сокращает издержки исследовательской фирмы.

Лабораторные условия также позволяют шире использовать электронное или/и механическое оборудование, чем это возможно в естественных условиях, и соответственно избавлять наблюдателя от процессов измерения. Например, IBM использует свои «потребительские лаборатории», в которых пользователи испытывают новое программное обеспечение, в то время как программисты наблюдают за ними через одностороннее зеркало, а «видеокамеры записывают все, начиная от пальцев на клавиатуре до выражения лиц участников эксперимента».

xstud.ru


Смотрите также