Произодство и продажа бетона, пескобетона, кладочного раствора

  • ПРОДАЖА И ДОСТАВКА БЕТОНА

    Бетон | Москва | Щапово

  • ПЕСКОБЕТОН

    Пескобетон | Москва | Щапово

  • ЩЕБЕНЬ

    Продажа щебня в Московской области (Щапово)

  • ПЕСОК

    Продажа песка в Московской области (Щапово)

  • КЛАДОЧНЫЙ РАСТВОР

    Кладочный раствор в Подмосковье (Щапово)

+7(926)381-13-78
+7(985)999-71-40

+7(916)213-50-95

  КРУГЛОСУТОЧНО

­

Армирование железобетонных конструкций


Армирование железобетонных конструкций: минимальный и максимальный процент усиления. Защитный слой бетона

Самостоятельное строительство уже давно перестало быть чем-то из ряда вон выходящим: при наличии необходимых знаний, навыков и помощников – это вполне осуществимо. Строительные работы редко обходятся без заливки бетона, который в большинстве своем, должен содержать в себе определенное количество армирующих элементов. Надежность и долговечность бетонного объекта может гарантировать только армирование железобетонных конструкций по ГОСТу.

Конечно, самостоятельная заливка железобетонных объектов под строительство многоэтажного дома или другого подобного сооружения не представляется возможным, так как такие масштабы требуют промышленного подхода. В данном случае мы рассмотрим лишь случаи, которые могут возникнуть в частной практике, где вы вполне можно обойтись своими силами.

Усиление фундамента под силу выполнить своими руками

В данной статье будут приведены правила армирования железобетонных конструкций, которые применяются в частном строительстве.

Армирование бетона

Заливка монолитной плиты с усилительным каркасом: фото

Армирование необходимо для повышения прочностного потенциала бетона – железобетон во много раз превосходит обыкновенный аналог по прочности на излом. Повышенную надежность обеспечивает металлический каркас, сваренный из арматуры, который располагается в толще бетона. Он играет роль скелета, который многократно усиливает выносливость объекта (узнайте здесь, как происходит армирование газобетона).

В современном строительстве применение железобетона является стандартом де-факто, несмотря на то, что его цена на порядок выше обычного аналога. Однако наличие арматуры не превращают бетон в железобетон. Иногда в опалубку просто погружаются сваренный наугад каркас, который затем заливается раствором – некоторые строители по ошибке могут назвать это железобетоном, но это заявление ошибочно.

Минимальный процент усиления

Чтобы превратить обычный бетон в железобетон, недостаточно просто заложить в него металлический каркас. Существует такое понятие как минимальный процент армирования железобетонных конструкций, посредством которого определяется степень перехода одного состояния в другое. Если процент вхождения металлических элементов окажется меньше необходимого, то данное изделие относится к бетонным наименованиям.

Обратите внимание! Данный раздел основывается на пункте 5.16 СНиП 2.03.01-84 “Бетонные и железобетонные конструкции”

Готовый каркас и металлического прута

Если количество металлических составляющих будет меньше необходимого, то такой тип усиления считается конструкционным укреплением – при этом изделие не становится железобетоном.

Минимальный процент усиления объекта продольной арматурой рассчитывается исходя из площади сечения бетонного элемента.

  • Во внецентренно растянутых и изгибаемых объектах, в том случае если продольная сила располагается вне пределов рабочей высоты сечения, усиление должно составлять не менее 0,05% (арматура S) от площади сечения бетонного элемента;
  • Во внецентренно растянутых объектах, где продольная сила располагается между арматурами S и S”, усиление должно составлять не менее 0,06% (арматура S и S”) от площади сечения бетонного элемента;
  • Во внецентренно сжатых объектах минимальный процент вхождения металлических элементов составляет от 0,1 до 0,25% (арматура S и S”).

Обратите внимание! Если продольное усиление располагается по контуру сечения (равномерно), то площадь сечения арматуры должна составлять вдвое больше указанных величин. Это также относится к центрально-растянутым объектам.

Максимальный процент усиления

Сборка каркаса перед заливкой

В бетонных работах инструкция – «чем больше, тем лучше» – неуместна.

Чрезмерное количество металлических составляющих существенно ухудшит технические характеристики изделия.

Как и в предыдущем случае, здесь также имеются нормативы.

  • Независимо от класса бетона и усилительных элементов, наибольший процент вхождения арматуры в сечение изделия не должен превышать 5% в случае с колоннами и 4% во всех остальных случаях. При этом бетонный раствор должен эффективно просачиваться между деталями усилительного каркаса;

Обратите внимание! В обоих случаях, в качестве усилительных элементов подразумевается горячекатаная сталь для армирования железобетонных конструкций.

Защитный слой бетона

Схема Ж/б в разрезе

Усилительный каркас должен покрываться защитным слоем бетона, который обеспечивает совместную работу бетона и металлического скелета. Также он защищает металл от коррозии и воздействия окружающей среды (см.также статью «Защита бетона от влаги: способы и применяемые материалы»).

Толщина слоя над металлическим каркасом составляющими должна составлять.

В стенках и плитах (толщиной мм) не менее:

  • Свыше 100 мм – 15 мм;
  • До 100 мм и включительно – 10 мм;

В ребрах и балках:

  • Свыше 250 мм – 20 мм;
  • До 250 и включительно – 15 мм;

В фундаментных балках:

В колоннах:

Обратите внимание! Если защитный слой будет иметь большее значение, то для дополнительного укрепления используется проволока для армирования железобетонных конструкций, которая перекроет излишек.

Укрепление лестничного пролета

В фундаментах:

  • Монолитных с цементной подушкой – 35 мм;
  • Сборных – 30 мм
  • Монолитных без цементной подушки – 70 мм;

Обратите внимание! Данный раздел составлен в соответствии с пунктом 5.5 СНиП 2.03.01-84 “Бетонные и железобетонные конструкции”

Также следует отметить, что алмазное бурение отверстий в бетоне или резка железобетона алмазными кругами должна учитывать расположение и структуру усилительного каркаса. Отделение частей или сквозные отверстия могут существенно снизить потенциал прочности объекта. Если же речь идет о полном демонтаже объекта, то данное обстоятельство учитывать нет необходимости.

Итог

Соблюдение норм и стандартов будет надежной гарантией долговечности и надежности железобетонных конструкций. Более подробную информацию по данной теме вы можете получить посредством просмотра видео в этой статье (узнайте также как осуществляется прогрев бетона сварочным аппаратом).

masterabetona.ru

Армирование железобетонных конструкции

Способы армирования. Арматура в железобетоне в виде стальных стержней, сеток, каркасов и других элементов предназначена в основном для восприятия растягивающих напряжений. Кроме рабочей арматуры, в изделиях устанавливают также закладные детали для соединения конструкций при монтаже, монтажные петли, распределительную арматуру.

Различают обычное и предварительно напряженное армирование. Обычное армирование, хотя и увеличивает несущую способность конструкций, имеет ограниченные возможности, обусловленные незначительной (0,1-0,15 мм/м) растяжимостью бетона. В результате уже при сравнительно небольших нагрузках в бетоне растянутой зоны конструкций возникают трещины, увеличиваются прогибы, в трещины проникают влага и газы и развивается коррозия стальной арматуры. Преодоление этого деформационного барьера возможно за счет применения предварительно напряженных конструкций, впервые практически осуществленного в 1928 г. французским инженером Фрейсине. Сущность предварительного напряжения заключается в обжатии бетона натянутой арматурой. Для того чтобы изменить знак напряжения, действующего в бетоне предварительно напряженной конструкции, необходимо прежде всего нейтрализовать имеющееся обжатие. При этом следует иметь в виду, что возможная деформация бетона при сжатии в 20- 25 раз превышает предельное растяжение.

Важнейшими следствиями предварительного напряжения являются повышение трещин стойкости, экономия арматуры и снижение массы конструкций или их укрупнение. Экономия арматуры обусловлена возможностью применения высокопрочной стали, которая не может быть рационально использована при обычном армировании. В последнем случае с повышением рабочего напряжения увеличивается и растяжение высокопрочной стальной арматуры по сравнению с обычной сталью, что приводит к появлению трещин в растянутой зоне железобетонного элемента и потере им несущей способности.

Благодаря предварительному напряжению оказалось возможным изготавливать конструкции (плиты, балки, фермы) для перекрытия больших пролетов (более 9 м), тонкостенные пространственные конструкции (оболочки двоякой кривизны, панели-оболочки размером на пролет 12, 18 и 24 м) зданий различного назначения и др.

Для энергетического строительства из предварительно напряженного железобетона организовано производство труб большого диаметра для напорных водоводов, опор высоковольтных линий электропередачи и ряда других конструкций. Использование предварительно напряженного железобетона позволило значительно расширить область применения сборных конструкций при возведении плотин, шлюзов, зданий ГЭС и других сооружений.

Имеются два направления предварительного напряжения железобетона, применяемые в энергетическом строительстве: в конструкциях сооружений непосредственно на месте их возведения; в сборных конструкциях заводского изготовления.

На месте возведения применяют гидравлический, гравитационный и другие методы обжатия бетонных сооружений с анкеровкой их к основанию. Применительно, в частности, к плотинам на скальных основаниях в мировой практике применяются два способа предварительного напряжения. Первый заключается в прижатии сооружения к основанию натяжением пучковой или стержневой арматуры, заанкеренной в скальную породу. При втором способе бетон подвергается предварительному напряжению плоскими гидравлическими домкратами, закладываемыми в специальные швы.

При производстве сборных железобетонных изделий предварительное напряжение может производиться до затвердевания бетона и после приобретения им определенной прочности (рис. 9.1). Первый способ («натяжение на упоры») более распространен. Сущность его заключается в том, что уложенная в форму арматура закрепляется на упоре и натягивается. Освобождается от натяжения арматура после заполнения формы бетонной смесью и затвердевания бетона. При втором способе («натяжение на бетон») арматура располагается в специально оставленном в бетоне канале и натягивается после его затвердевания. Необходимое сцепление натянутой арматуры с бетоном достигается с помощью инъецирования в каналы конструкции цементного раствора. В обоих случаях освобожденная от натяжения арматура стремится вернуться в первоначальное положение, сокращается и обжимает железобетонные элементы.

Надежное сцепление с бетоном достигается при использовании арматуры с периодическим профилем, витой арматуры, а также арматуры, на концах которой устанавливают дополнительные анкерные устройства.

Натяжение арматуры осуществляют механическим, электротермическим, электротермомеханическим и химическим способами. Механическое натяжение арматуры производят гидродомкратами и другими устройствами; электротермическое основано на использовании линейного расширения арматуры при ее нагреве электрическим током, а химическое - на применении напрягающих цементов, имеющих высокую энергию расширения. При электротермомеханическом натяжении арматура натягивается механическим устройством и одновременно нагревается электрическим током.

Различают линейное и непрерывное напряженное армирование. При линейном армировании на место натяжения укладывают отдельные элементы в виде стержней, пучков, прядей, соединенных в определенном порядке, а при непрерывном - арматурный каркас получают наматыванием непрерывной проволочной нити на специальные упоры или на конструкцию.

studfiles.net

Арматура для железобетонных конструкций

Армирование бетонных конструкций может производиться отдельными стержнями, сетками и каркасами. Различают продольную и поперечную арматуру. Для армирования применяют:

– горячекатаную гладкую арматуру класса А240 (A-I);

– горячекатаную и термомеханически упрочненную периодического профиля классов А300 (А-II), А400 (А-III, А400С), А500 (А500С);

– холоднодеформированную периодического профиля класса В500 (Bp-I, B500C).

Сортамент арматуры с приведенными ее площадями и массой 1 п.м длины см. на табл. 1.

Табл. 1 – Сортамент арматуры

Арматура, расположенная внутри сечения конструкции, должна иметь защитный слой бетона (расстояние от поверхности арматуры до соответствующей грани конструкций), чтобы обеспечивать:

– совместную работу арматуры с бетоном;

– анкеровку арматуры в бетоне и возможность устройства стыков арматурных элементов;

– сохранность арматуры от воздействий окружающей среды (в том числе при наличии агрессивных воздействий);

– огнестойкость и огнесохранность.

Минимальные значения толщины защитного слоя бетона рабочей арматуры следует принимать по табл. 2.

Табл. 2 – Минимальные значения толщины защитного слоя бетона рабочей арматуры

п/п

Условия эксплуатации конструкций здания Толщина защитного слоя бетона, мм, не менее
1. В закрытых помещениях при нормальной и пониженной влажности 20
2. В закрытых помещениях при повышенной влажности (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) 25
3. На открытом воздухе (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) 30
4. В грунте (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий), в фундаментах при наличии бетонной подготовки 40
5. В монолитных фундаментах при отсутствии бетонной подготовки 70

Для сборных элементов минимальные значения толщины защитного слоя бетона рабочей арматуры, указанные в табл. 1, уменьшают на 5 мм.

Для железобетонных плит из бетона класса В20 и выше, изготовляемых на заводах в металлических формах и защищаемых сверху в сооружении бетонной подготовкой или стяжкой, толщину защитного слоя для верхней арматуры допускается принимать 5 мм.

Для конструктивной арматуры минимальные значения толщины защитного слоя бетона принимают на 5 мм меньше по сравнению с требуемыми для рабочей арматуры.

Во всех случаях толщину защитного слоя бетона следует также принимать не менее диаметра стержня арматуры

Минимальные расстояния в свету между стержнями арматуры следует принимать такими, чтобы обеспечить совместную работу арматуры с бетоном и качественное изготовление конструкций, связанное с укладкой и уплотнением бетонной смеси, но не менее наибольшего диаметра стержня, а также не менее:

25 мм – при горизонтальном или наклонном положении стержней при бетонировании – для нижней арматуры, расположенной в один или два ряда;

30 мм – то же, для верхней арматуры;

50 мм – то же, при расположении нижней арматуры более чем в два ряда (кроме стержней двух нижних рядов), а также при вертикальном положении стержней при бетонировании.

В элементах или узлах с большим насыщением арматурой или закладными деталями, изготовляемых без применения виброплощадок или вибраторов, укрепленных на опалубке, должно быть обеспечено в отдельных местах расстояние в свету не менее 60 мм для прохождения между арматурными стержнями наконечников глубинных вибраторов, уплотняющих бетонную смесь. Расстояния между такими местами должны быть не более 500 мм.

При стесненных условиях допускается располагать стержни группами – пучками (без зазора между ними)

В железобетонных элементах площадь сечения продольной растянутой арматуры, а также сжатой, если она требуется по расчету, в процентах от площади сечения бетона, равной произведению ширины прямоугольного сечения либо ширины ребра таврового (двутаврового) сечения на рабочую высоту сечения, следует принимать не менее указанной в табл. 3.

Табл. 3 – Минимальные значения процента армирования рабочей арматуры

Условия работы арматуры μs,min, %
1. Арматура S в изгибаемых и во внецентренно растянутых элементах при расположении продольной силы за пределами рабочей высоты сечения 0,10
2. Арматура S и S´ во внецентренно растянутых элементах при расположении продольной силы между арматурой S и S´ 0,10
3. Арматура во внецентренно сжатых элементах при:
а) l0/i < 17 (для прямоугольных сечений – при l0/h ≤ 5) 0,10
б) 17

proektia.ru

Армирование конструкций

В современном строительстве ненапрягаемые конструкции арми­руют укрупненными монтажными элементами в виде сварных сеток, плоских и пространственных каркасов с изготовлением их вне возводи­мого здания и последующим крановым монтажом (рис. 12). Только в ис­ключительных случаях сложные конструкции армируют непосредствен­но в проектном положении из отдельных стержней (штучная арматура) с соединением в законченный арматурный элемент сваркой или вязкой.

Сетка представляет собой взаимно перекрещивающиеся стержни, соединенные в местах пересечения преимущественно сваркой.

Плоские каркасы состоят из двух, трех, четырех продольных стер­жней и более, соединенных поперечными, наклонными или непрерыв­ными (змейкой) стержнями. Применяют плоские каркасы главным обра­зом для армирования балок, прогонов, ригелей и других линейных кон­струкций.

Пространственные каркасы состоят из плоских каркасов, соединен­ных при необходимости монтажными стержнями, и применяются для армирования легких и тяжелых колонн, балок, ригелей, фундаментов.

Пространственные каркасы несущих опалубку и временные нагруз­ки арматурных элементов изготовляют из жестких прокатных профилей с соединением их на сварке арматурными стержнями.

Штучную арматуру изготовляют различной конфигурации в зави­симости от направления воспринимаемых сил и характера ее работы в конструкции (рабочая, распределительная, монтажная, хомуты).

Дтя нужд строительства металлургическая промышленность изго­товляет арматурную сталь, подразделяемую на два основных вида: стерж­невую и проволочную.

Рис. 12. Примеры арматурных каркасов:

а- сетка плоская;б, в-плоские каркасы; г - пространственный каркас;д- каркас таврового сечения;е- то же, двутаврового сечения;ж- гнутый каркас;з- цилин­дрический каркас;и- каркас вязаный с отогнутыми стержнями;1- концевые крю­ки;2- нижние рабочие стержни;3- рабочие стержни с отгибами;4- хомуты

Армирование ненапрягаемых железобетонных конструкций состо­ит из заготовки (как правило, централизованно) арматурных элементов; транспортирования арматуры на объект строительства, сортировки ее и складирования; укрупнительной сборки на приобъектной площадке ар­матурных элементов и подготовки арматуры, монтируемой отдельными стержнями; установки (монтажа) арматурных блоков, пространственных каркасов, сеток и стержней; соединения монтажных единиц в проектном положении в единую армоконструкцию.

Таким образом, все процессы армирования железобетонных конст­рукций можно объединить в две группы: предварительное изготовление арматурных элементов и установка их в проектное положение.

Монтаж ненапрягаемой арматуры

Монтаж арматуры ведут, как правило, с использованием механиз­мов и приспособлений, применяемых для других видов работ (опалу­бочных, бетонных и др.) и предусмотренных проектом производства ра­бот. Ручная укладка допускается только при массе арматурных элемен­тов не более 20 кг.

Соединяют арматурные элементы в единую армоконструкцию свар­кой и нахлесткой, а в исключительных случаях - вязкой.

Соединение нахлесткой без сварки используют при армировании конструкций сварными сетками или плоскими каркасами с односторон­ним расположением рабочих стержней арматуры и при диаметре арма­туры не выше 32 мм. При этом способе стыкования арматуры величина перепуска (нахлестки) зависит от характера работы элемента, располо­жения стыка в сечении элемента, класса прочности бетона и класса ар­матурной стали (регламентируется СНиП).

При стыковании сварных сеток из круглых гладких стержней в пре­делах стыка следует располагать не менее двух поперечных стержней. При стыковании сеток из стержней периодического профиля привари­вать поперечные стержни в пределах стыка не обязательно, но длину нахлестки в этом случае увеличивают на пять диаметров. Стыки стерж­ней в нерабочем направлении (поперечные монтажные стержни) выпол­няют с перепуском в 50 мм при диаметре распределительных стержней до 4 мм и 100 мм при диаметре более 4 мм. При диаметре рабочей арма­туры 26 мм и более сварные сетки в нерабочем направлении рекоменду­ется укладывать впритык друг к другу, перекрывая стык специальными стыковыми сетками с перепуском в каждую сторону не менее 15 диамет­ров распределительной арматуры, но не менее 100 мм.

При монтаже арматуры необходимо элементы и стержни устанав­ливать в проектное положение, а также обеспечить защитный слой бето­на заданной толщины, т. е. расстояние между внешними поверхностями арматуры и бетона. Правильно устроенный защитный слой надежно пре­дохраняет арматуру от коррозирующего воздействия внешней среды. Для этого в конструкциях арматурных элементов предусматривают специ­альные упоры или удлиненные поперечные стержни. Этот метод приме­няют в том случае, если конструкция работает в сухих условиях. Обеспе­чить проектные размеры защитного слоя бетона можно также с помо­щью бетонных, пластмассовых и металлических фиксаторов, которые привязывают или надевают на арматурные стержни. Пластмассовые фик­саторы характеризуются высокими технологическими свойствами. Во время установки на арматуру пластмассовое кольцо за счет присущей ему упругости немного раздвигается и плотно охватывает стержень.

Защитный слой в плитах и стенах толщиной до 10 см должен быть не менее 10 мм; в плитах и стенах более 10 см - не менее 15 мм; в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры 20-32 мм - не менее 25 мм, при большем диаметре - не менее 30 мм.

Смонтированную арматуру принимают с оформлением акта, оце­нивая при этом качество выполненных работ. Кроме проверки ее проек­тных размеров по чертежу, проверяют наличие и место расположения фиксаторов и прочность сборки армоконструкции, которая должна обес­печить неизменяемость формы при бетонировании.

Напряженное армирование конструкций.Предварительное напря­жение в монолитных и сборно-монолитных конструкциях создается по методу натяжения арматуры на затвердевший бетон. В свою очередь, по способу укладки напрягаемой арматуры метод подразделяют на ли­нейный и непрерывный. При линейном способе в напрягаемых конст­рукциях при их бетонировании оставляют каналы (открытые или закры­тые). По приобретении бетоном заданной прочности в каналы укладыва­ют арматурные элементы и производят их натяжение с передачей усилий на напрягаемую конструкцию. Линейный способ применяют для созда­ния предварительного напряжения в балках, колоннах, рамах, трубах, си- лосах и многих других конструкциях. Непрерывный способ заключает­ся в навивке с заданным натяжением бесконечной арматурной проволо­ки по контуру забетонированной конструкции. В отечественном строи­тельстве способ применяют для предварительного напряжения стенок цилиндрических резервуаров.

При линейном способе армирования напрягаемые элементы при­меняют в виде отдельных стержней, прядей, канатов и проволочных пуч­ков. Линейное армирование включает заготовку напрягаемых арматур­ных элементов; образование каналов для напрягаемых арматурных эле­ментов; установи напрягаемых арматурных элементов с анкерными ус­тройствами; напряжение арматуры с последующим инъецированием зак­рытых каналов или забетонированием открытых каналов.

Для стержневой арматуры используют горячекатаную сталь перио­дического профиля классов А-П, А-Шв, A-IV4, Ат-IV,A-V, Ат-V, Ат-VI и высопрочную проволок В-П и Вр-П.

Заготовка стержневых элементов состоит из правки, чистки, резки, стыковой сварки и устройства анкеров. Для устройства анкеров к кон­цам стержней приваривают коротыши из стали. Коротыши имеют резь­бу, на которую навинчивают гайки, передающие через шайбы на бетон нагрузки натяжения.

Арматурные нераскручивающиеся пряди и канаты изготовляют из высокопрочной проволоки диаметром 1,5-5 мм. Промышленность вы­пускает пряди трех-, семи- и девятнадцатипроволочные (классов П-3, П-7 и П-19) диаметром 4,5-15 мм. Из прядей делают канаты.

Пряди и канаты поступают с заводов намотанными на металличес­кие катушки. Их сматывают с катушек, пропускают через правильные устройства, одновременно очищая от грязи и масла, и режут на необхо­димую длину. Для анкеровки прядей (канатов) применяют гильзовые наконечники. Гильзу надевают на заготовленный конец пряди (каната), запрессовывают прессом или домкратом и затем на ее поверхности на­резают или накатывают резьбу для крепления муфты домкрата, с помо­щью которого натягивается прядь (канат).

Проволочные пучки изготовляют из высокопрочной проволоки. Проволоку располагают с заполнением всего сечения или по окружнос­ти. В первом случае пучок оборудуют гильзовым, а в втором - гильзос­тержневым анкером.

Готовые элементы прядевой и канатной арматуры наматывают на контейнеры барабанного типа, а анкеры смазывают солидолом и об­матывают мешковиной.

Ддя образования каналов для напрягаемых арматурных элементов в подготовленную к бетонированию конструкцию устанавливают кана- лообразователи, диаметр которых на 10-15 мм больше диаметра стерж­ня или арматурного пучка. Для этого применяются стальные трубы, стер­жни, резиновые рукава с проволочным сердечником и др. Так как кана- лообразователи извлекают через 2-3 ч после того, как конструкция забе­тонирована, то их, за исключением рукавов, во избежание сцепления с бетоном через каждые 15-20 мин поворачивают вокруг оси.

При напряженном армировании крупноразмерных конструкций ка­налы устраивают путем закладки стальных тонкостенных гофрирован­ных трубок, которые остаются в конструкции. После того как бетон на­брал проектную прочность, в каналы устанавливают (протягивают) арматуру.

Затем производят натяжение арматуры гидравлическими домкра­тами одиночного действия. Эти домкраты состоят из цилиндра, поршня со штоком, захвата со сменными гайками, позволяющими натягивать арматуру с различными диаметрами анкерующих устройств, и упора. После присоединения арматуры к захвату и подачи масла в правую по­лость цилиндра арматуру натягивают до заданного усилия. Затем под­вертывают анкерную гайку до упора в конструкцию, переключают пра­вую полость на слив и подают масло в левую часть. На этом натяжение заканчивается, и домкрат отсоединяют.

Ддя привода гидродомкратов применяют передвижные масляные насосные станции, смонтированные на тележке со стрелой для подве­шивания домкратов.

Натяжению арматуры и передаче усилия на бетон, как правило, со­путствуют выпрямление арматурного элемента (пучка или стержня); об­жатие бетона под опорными прокладками; трение между арматурой и стенками канала и пр.

Для устранения этих явлений, вызывающих неравномерное натя­жение по длине арматурного элемента, выполняют ряд операций. Внача­ле арматуру натягивают с усилием, не превышающим 0,1 необходимого усилия натяжения пучка (стержня). При этом арматурные стержни вып­рямляются и плотно прилегают к стенкам канала. Опорные прокладки также плотно прилегают к поверхности напрягаемой конструкции. Уси­лие, равное 0,1 от расчетного, принимают за нуль отсчета при дальней­шем контроле натяжения по манометру и деформациям.

В конструкциях с длиной прямолинейного канала не более 18 м арматуру ввиду небольших сил трения напрягают с одной стороны. Вы­равнивать напряжения вдоль арматуры можно также путем продольного вибрирования в процессе натяжения. Вибрировать можно с помощью специального приспособления на глухом анкере.

При длине прямолинейных каналов свыше 18 м и криволинейных каналах арматуру натягивают с двух сторон конструкций. Вначале од­ним домкратом арматуру натягивают до усилия, равного 0,5 от расчетно­го, и закрепляют с той стороны конструкции, с которой она напрягалась. Затем с другой стороны конструкции другим домкратом арматуру натя­гивают до 1,1 от расчетного усилия (1,1 - коэффициент технологической перетяжки арматуры). Выдержав ее в таком состоянии 8-10 мин, вели­чину натяжения уменьшают до заданной и закрепляют второй конец на­прягаемой арматуры. Ддя устранения перепада напряжений вдоль арма­туры иногда применяют пульсирующее натяжение, т. е. несколько раз кратковременно повторяют этот процесс, последовательно увеличивая величину натяжного усилия, а затем сбрасывают излишнее усилие.

Если в сечении конструкции имеется несколько арматурных эле­ментов, то натяжение начинают с элемента, расположенного ближе к се­редине сечения. При наличии только двух элементов, расположенных у граней, натяжение производят ступенями или одновременно двумя дом­кратами. При большом числе элементов в первых натяжение будет по­степенно снижаться по мере натяжения последующих в результате воз­растающего укорочения бетона от сжатия. Эти элементы затем вновь подтягивают.

Заключительной операцией является инъецирование каналов, к ко­торому приступают сразу после натяжения арматуры. Дтя этого приме­няют раствор не ниже М3 00 на цементе М400-500 и чистом песке. Нагнетают раствор растворонасосом или пневмонагнетателем с одной стороны канала. Инъецирование ведут непрерывно с начальным давле­нием с 0,1 МПа и последующим повышением до 0,4 МПа. Прекращают нагнетание, когда раствор начнет вытекать с другой стороны канала.

В последнее время применяют способ без устройства каналов. В этом случае исключаются операции по их инъецированию. Арматур­ные канаты или стержни перед укладкой покрывают антикоррозийным составом, а затем фторопластом (тефлоном), имеющим почти нулевой коэффициент трения. При натяжении канат относительно легко скользит в теле бетона.

Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, прове­ряют на надежность установки стоек, лесов и клиньев под ними, крепле­ний, а также отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Опалубку очищают от мусора и грязи.

Перед укладкой бетонной смеси проверяют установленные арма­турные конструкции. Контролируют местоположение, диаметр, число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевя­зок и сварных прихваток в местах пересечения стержней. Расстояния между стержнями должны соответствовать проектным.

Проектное расположение арматурных стержней и сеток обеспечи­вается правильной установкой поддерживающих устройств: шаблонов, фиксаторов, подставок, прокладок и подкладок. Запрещается применять подкладки из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня. Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, выре­занных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с представителем технадзора.

Расстояние от арматуры до ближайшей поверхности опалубки про­веряют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бе­тонируемой конструкции.

Дтя надежного сцепления свежеуложенной бетонной смеси с ар­матурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора с помощью пескоструйного аппарата или проволочных щеток.

Дтя прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных кон­струкций с новым бетоном горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной сме­си очищают от мусора, грязи и цементной пленки.

Перед укладкой бетонной смеси на грунт подготавливают основа­ние. С него удаляют растительные, торфяные и прочие грунты органи­ческого происхождения, сухой несвязный грунт увлажняют. Переборы заполняют песком и уплотняют.

Готовность основания под укладу бетонной смеси оформляют актом.

Способы укладки бетонной смеси.Укладка бетонной смеси долж­на быть осуществлена такими способами, чтобы были обеспечены мо­нолитность бетонной кладки, проектные физико-механические показа­тели и однородность бетона, надлежащее его сцепление с арматурой и закладными деталями и полное (без каких-либо пустот) заполнение бетоном заопалубленного пространства возводимой конструкции.

Укладку бетонной смеси осуществляют тремя методами: с уплот­нением, литьем (бетонные смеси с суперпластификаторами) и напорной укладкой. При каждом методе укладки должно быть соблюдено основ­ное правило: новая порция бетонной смеси должна быть уложена до на­чала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Этим исключается необходимость устройства рабочих швов по высоте конструкции.

Как правило, укладку в небольшие в плане конструкции (тонкостен­ные, колонны, стены, балки и др.) ведут сразу на всю высоту без переры­ва для исключения рабочих швов.

При укладке бетонной смеси с уплотнением полученная расчетом толщина слоя должна соответствовать (но не превышать) установленной нормами глубине проработки применяемых в данных конкретных усло­виях технических средств уплотнения.

На больших массивах иногда невозможно перекрыть предыдущий слой бетона до начала схватывания в нем цемента. В этом случае приме­няют ступенчатый способ укладки с одновременной укладкой двух-трех слоев. При укладке ступенями отпадает необходимость перекрывать слои по всей площади массива. Для удобства ведения работ длину «ступени» принимают не менее 3 м.

studfiles.net


Смотрите также